Пн - Пт 09:00 - 18:00
  • UA
  • RU

О НОВЫХ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ЗАСТРОЙКЕ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Про нові вимоги пожежної безпеки

После длительного перерыва продолжаем рассмотрение и толкование новых требований ДБН Б.2.2-12: 2018 Планирование и застройка территорий в части пожарной безопасности.

В прошлый раз мы остановились на рассмотрении пункта 15.2.4. Предыдущие статьи находятся здесь и здесь.

Пункты 15.2.5 — 15.2.7 вместе с таблицами 15.3 и 15.4 были перенесены с ДБН 360-92 ** и СНиП II-89-80 без изменений.

Относительно пунктов 15.2.8, 15.2.9, 15.2.11 и таблиц 15.5 и 15.6, 15.7, то их появление в ДБН Б.2.2-12 вызвано несколькими факторами.

Сначала указанные таблицы содержались в «Инструкции о требованиях пожарной безопасности при проектировании автозаправочных станций» (далее — Инструкция), утвержденной приказом МЧС Украины от 06.12.2005 № 376 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 20 марта 2006 № 291 / 12165), которая действовала с 2006 по 2017 годы. В 2017 году распоряжением Кабинета Министров Украины от 10 марта 2017 № 166-р данный документ вместе со многими другими документами был отменен без замены. Фактически создалась ситуация, когда требования пожарной безопасности для проектирования автозаправочных станций отсутствовали, образовался «нормативный вакуум».

Во избежание указанного вакуума было решено требования по минимальным противопожарных расстояниям от сооружений АЗС до объектов окружающей среды выложить в ДБН Б.2.2-12. При этом вопрос установления минимальных противопожарных расстояний на территории АЗС между зданиями, сооружениями и технологическим оборудованием остается открытым.

Оценка соответствия помещений, зданий и сооружений, территорий, на которых они размещены, требованиям действующего законодательства в сфере пожарной безопасности

Требования пункта 15.2.10 перенесены ДБН В.2.3-15 и несколько дополнены.
С ДБН В.2.3-15: 2007 «Автостоянки и гаражи для легковых автомобилей» указанные требования будут исключены при внесении изменений в них.

Пункт 15.1.12 и таблица 15.8 перенесены из Инструкции и регламентируют минимальные противопожарные расстояния от технологического оборудования, зданий и сооружений АГНКС и многотопливных АЗС до зданий и сооружений автотранспортного предприятия, на территории которого они находятся.

Остальные пункты раздела 15.2 ДБН Б.2.2-12: 2018 перенесены без изменений из государственных строительных норм ДБН Б.2.4-1-94 «Планировка и застройка сельских поселений»,
ДБН В.2.4-3-95 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий» и СНиП II-89-80 * «Генеральные планы промышленных предприятий».

Раздел 15.3 посвящен требованиям к проездам для пожарных автомобилей.

Пункт 15.3.1 кроме старых требований, содержавшихся в ДБН 360-92 **, имеет новые требования по нагрузкам от пожарных автомобилей и требований по устройству проездов для них.

Так для самых крупных и крупных городов, имеющих районы высотной застройки, конструкцию дорожного покрытия пожарного проезда следует проектировать с учетом расчетной нагрузки от автолестницы или автоподъемника: не менее 15 т на ось, общая масса — 53 т, давление выносной опоры — 13,9 кг / см2.

Что касается проездов для пожарных автомобилей, то теперь к жилым домам высотой 9 этажей и выше, а также к общественным зданиям высотой 5 этажей и более проезды следует предусматривать со всех сторон. К домам меньшей этажности проезды можно устраивать с одной продольной стороны.

Также несколько изменились расстояния, на которых необходимо устраивать проезды для пожарных автомобилей: расстояние от края проезда до внешней стены здания следует принимать 5-7 м для зданий с условной высотой до 26,5 м включительно и 9-11 м для зданий с условной высотой более 26,5 м. данные изменения учитывают тактико-технические возможности автолестниц и автоколинчастих подъемников.

При формировании требований пункта 15.3.2 за основу были взяты аналогичные требования СНиП II-89-80 *, которые были дополнены следующими положениями:

«Для здания или сооружения шириной от 18 м до 100 м (кроме зданий по переработке и хранению зерна) разрешается устройство проезда с одной продольной стороны при одновременном соблюдении следующих условий:

— здание или сооружение должно быть одноэтажным;

— здание или сооружение не должно относиться к категориям А или Б по взрывопожарной опасности;

— здание или сооружение должно быть I, II, III, IIIа степени огнестойкости;

— здание или сооружение должно быть высотой не более 9 м;

— производственное (сельскохозяйственное) предприятие должно быть обеспечено внешним противопожарным водоснабжением с минимальным свободным напором, который должен обеспечивать высоту компактной струи не менее 10 м при максимально требуемого расхода воды на пожаротушение и расположением пожарного ствола для наиболее удаленной части здания на уровне наивысшей точки земли;

Оценка обеспечения необходимых условий для оперативного вызова пожарных подразделений и ликвидации пожара в случае его возникновения

— с продольной стороны, которая не обеспечена проездом для пожарных автомобилей, следует предусматривать устройство линии водопровода с установкой на ней пожарных гидрантов;

— производственное (сельскохозяйственное) предприятие должно быть дополнительно обеспечено пожарными колонками, пожарными рукавами и пожарными стволами в количестве, обеспечивающем подачу необходимых расходов воды и количества струй в самой отдаленной точке пола помещения самого отдаленного здания».

Данное предположение, в основном, связано с новыми технологиями содержания крупного рогатого скота и птицефабрик, для которых невозможно устройство проезда из двух продольных сторон.

Кроме того, в пункте 15.3.2 более четко приведены требования по расстоянию от края проезжей части до наружных стен зданий в зависимости от их высоты.

Пункт 15.3.3 устанавливает новое требование к максимальному наклону поверхности проезда в местах установки пожарных автолестниц и автоподъемников для их безопасной работы.

В пункте 15.3.5 требования к количеству въездов на территорию промышленных предприятий перенесены без изменений СНиП II-89-80 *, а именно: промышленные предприятия, площадь которых превышает 5 га должны иметь не менее двух въездов. Если сторона площадки предприятия имеет длину более 1000 м, то на этой стороне следует предусматривать не менее двух въездов на площадку. Расстояние между въездами по периметру ограждения должна быть не более 1500 м.

Что касается сельскохозяйственных предприятий такой же площади, которые зачастую имеют проезжую дорогу только с одной стороны, а с остальных сторон располагаются сельскохозяйственные угодья, то для них достаточно устройства двух въездов с расстоянием между ними не менее 200 м. При этом с внутренней стороны ограждения предприятия по периметру должно быть устроено круговой проезд шириной не менее 3,5 м с покрытием пригодным для проезда пожарной техники.

Пунктом 15.3.6 регламентировано максимальную длину тупиковых проездов, радиус кольцевого объезда или минимальные размеры разворотной площадки в конце тупикового проезда.

Системы оповещения о пожаре

Для обеспечения спасения людей и проведении работ по тушению пожара в пункте 15.3.7 установлено требование по озеленению придомовой территории и возможной прокладки инженерных сетей: «деревья, которые высаживают возле домов, не должны препятствовать проезду пожарных автомобилей. В зоне между домами и проездами, а также на расстоянии 1,5 м от проезда с противоположной стороны дома не допускается размещение ограждений, линий электропередач и строчного насаждения деревьев».

В пункте 15.3.8 предусмотрена возможность забора воды из прудов и водоемов, а на промышленных предприятиях — с брызгальных бассейнов, градирен и других сооружений.

Для дачной и садовой застройки в зависимости от количества земельных участков предусмотрены требования по оснащению их переносными и передвижными мотопомпами. Для садовой и дачной застройки с количеством участков более 800 допускается установка пожарного депо ИИИ типа. Также приводятся требования к количеству пожарных щитов (стендов).

На этом мы будем завершать рассмотрение раздела «противопожарные требования» новых государственных строительных норм ДБН Б.2.2-12: 2018.

Добавить комментарий

Войдите или заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *