Пн - Пт 09:00 - 18:00
  • UA
  • RU

Что такое потенциально опасный объект и объект повышенной опасности

Що таке потенційно небезпечний об'єкт та об'єкт підвищеної небезпеки

Опасность потенциальна, а «головная боль» реальна

Словосочетания «потенциально опасный объект» (ПНВ) и «объект повышенной опасности» (ОПН) известны едва ли не всем, но не все осознают, что такое потенциально опасный объект, и, хуже того, что объект, которым они владеют, эксплуатирующим или на котором работают может относиться к этим категориям. Все это лишь следствие высокой «энтропии», которая имеет место, но, как говорится, сколько веревке не виться…

Другими словами, существует ряд нормативно-правовых актов, обязывающих всех и вся к определенным действиям. В частности, Кодекс гражданской защиты Украины (Глава 8, ст. 34) относит «проведение районирования территорий по наличию потенциально опасных объектов» к мерам инженерной защиты территорий. Ст. 50 (Глава 12) этого же документа называет ПНО и ОПН источниками опасности возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Более того, ст. 69 настоящего Кодекса предусматривает выдачу уполномоченными должностными лицами соответствующих предписаний за «не проведение идентификации и паспортизации потенциально опасного объекта» и в случае «отсутствия декларации безопасности объекта повышенной опасности». Однако не будем углубляться в водоворот этого документа и пока не будем рассматривать санкции за нарушение его требований, а пойдем дальше.

«Профильный» закон

Намного раньше вышеупомянутого акта был принят Закон Украины «Об объектах повышенной опасности». В соответствии с ним ПНО – это объект, на котором могут использоваться или изготавливаться, перерабатываться, храниться или транспортироваться опасные вещества, биологические препараты, а также другие объекты, которые при определенных обстоятельствах могут создать реальную угрозу возникновения аварии.

ОПН – это объект, на котором используются, изготавливаются, перерабатываются, хранятся или транспортируются одна или несколько опасных веществ или категорий веществ в количестве, равном или превышающем нормативно установленные пороговые массы, а также другие объекты как соответствующие Закон является реальной угрозой возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера.

«Наблюдателей» этот Закон предусматривает немало, относя к ним «уполномоченные законами органы власти, в том числе центральные органы исполнительной власти и их территориальные органы (в случае образования), к ведению которых в соответствии с законом отнесены вопросы»:

  • охраны труда;
  • обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей природной среды;
  • государственного надзора (контроля) в сферах пожарной и техногенной безопасности;
  • санитарно-эпидемической безопасности;
  • градостроительство.

Что касается самих субъектов хозяйственной деятельности, то они согласно ст. 8 цитируемого Закона, обязаны:

  • «принимать меры, направленные на предотвращение аварий, ограничение и ликвидацию их последствий и защиту людей и окружающую среду от их влияния»;
  • исполнительной власти и органы местного самоуправления и населения»;
  • «обеспечивать эксплуатацию объектов повышенной опасности с соблюдением минимально возможного риска»;
  • «выполнять требования настоящего Закона и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность объектов повышенной опасности».

Более того, ст. 9 обязывает субъектов хозяйственной деятельности идентифицировать ОПН в соответствии с «количеством пороговой массы опасных веществ», а ст. 10 – составлять декларацию безопасности ОПН и подавать ее в местные органы исполнительной власти. Ответственность за достоверность данных, представленных в декларации безопасности, как водится, несут сами субъекты хозяйственной деятельности, однако представление декларации безопасности или иной документации «не освобождает субъектов хозяйственной деятельности от государственного надзора и контроля за их деятельностью».

В довершение всех бед, в ст. 11 Закона написано: «В порядке реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера субъект хозяйственной деятельности, а также предприятия, учреждения, организации, указанные в части пятой статьи 10 настоящего Закона, одновременно с разработкой декларации безопасности разрабатывают и утверждают план локализации и ликвидации аварий для каждого объекта повышенной опасности, который они эксплуатируют или планируют эксплуатировать». Составление таких планов, известных под аббревиатурой «ПЛАС» – еще одна «головная боль», но это уже тема для другого разговора.

Мнения вслух о том, что такое потенциально опасный объект и объекты повышенной опасности

Следовательно, таких объектов действительно немало, осмелимся даже утверждать, что подавляющее большинство промышленных предприятий принадлежат по крайней мере к ПНО. Для определения того, принадлежит ли/не относится ли объект к ПНО, необходимо провести его идентификацию в соответствии с Методикой идентификации потенциально опасных объектов, утвержденной приказом МЧС Украины от 23.02.2006 №98, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20 марта 2006 года. №286/12160. Объект может быть и ОПН, подтверждение/опровержение чего также требует соответствующих «движений по телу», и в этом случае вступает в силу постановление КМУ от 11 июля 2002 г. №956 «Об идентификации и декларировании объектов повышенной опасности».

Как видим, в дополнение к разного рода хозяйственным вопросам многим субъектам хозяйственной деятельности придется уделить должного внимания проработке вышеупомянутых вопросов. Если человек не является специалистом в этом, то «закопаться» в этих документах – проще простого. Чтобы свести к минимуму разного рода расходы и не заниматься несвойственной деятельностью, лучше обратиться к специалистам соответствующего профиля (вспомним мнения профессора Преображенского о разделе труда).

Проведение идентификации потенциально опасного объекта

О том, как это делать, мы расскажем в следующей статье.

Следить за обновлениями можно подписавшись на нашу фейсбук страницу: https://www.facebook.com/shieldfire.com.ua

Добавить комментарий

Войдите или заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 комментария

Валерій

Доброго дня. При проведенні планової перевірки органом державного нагляду (ДСНС) була надана ідентифікація об`єкта з висновком про віднесення його до ПНО. Але орган нагляду вимагає проведення ідентифікації об`єкта як ОПН. Вірніше — про те, що він не є об`єктом ОПН. Як це розуміти? Адже ідентифікація ПНО підтверджує, що об`єкт таки є об`єктом ПНО? Дякую за відповідь.

    admin

    Шановни(а) читачу!
    Дуже вдячні Вам за ознайомлення з нашою публікацією, відгук і запитання!
    Відповідно до п. 1 Порядку ідентифікації та обліку об’єктів підвищеної небезпеки, він застосовний до «…всіх суб’єктів господарювання, у власності або користуванні яких є об’єкти, де можуть використовуватися або виготовлятися, переробляються, зберігаються чи транспортуються небезпечні речовини (далі — потенційно небезпечні об’єкти)…». Крім того, відповідно до п. 3, «Суб’єкт господарювання, у власності або користуванні якого є хоча б один потенційно небезпечний об’єкт, … організовує проведення його ідентифікації».
    Простіше кажучи, думка, покладена в основу всіх цих документів, така: якщо це ПНО, то доведіть, що він не є ОПН, аби вас менше «чіпали». Виходячи з результатів ідентифікації встановлюється той або інший порядок планових перевірок об’єкта уповноваженими наглядовими органами. На превеликий жаль, висунута вимога, на нашу думку, цілком правомірна.
    Будемо раді Вам допомогти і сподіваємося, що результат стане на користь вашого підприємства.