Пн - Пт 09:00 - 18:00
  • UA
  • RU

ТОП 5 замечаний в акте проверки ГСЧС

ТОП 5 зауважень в акті перевірки ДСНС

Осуществляя сопровождение проверок органов государственного надзора (контроля) в сфере пожарной и техногенной безопасности, нам удалось аккумулировать значительный задел наработок в этой сфере, и выделить топ 5 замечаний в акте проверки ГСЧС.

Учитівая, что специалисты нашей компании сопровождают и плановые, и внеплановые проверки, осуществляющиеся инспекторами районных отделов и главных управлений, объектов различного функционального назначения (жилье, склады, промышленность, общественные здания и т.д.), есть чем с вами поделиться и во многом помочь.

Ну а теперь непосредственно ТОП 5 замечаний в акте проверки ГСЧС:

  1. Итак, одним из самых распространенных нарушений является отсутствие у должностных лиц и работников подтверждений о том, что они прошли обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров Украины от 26 июня 2013 N 444 «Об утверждении Порядка осуществления обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях »(п.16 раздела II ППБУ).

Также очень часто на предприятии вообще отсутствует приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность, инструкции, журналы, приказы, касающиеся регулирования противопожарного состояния на обьекти.

Что делать: Разработать соответствующие инструкции, заполнить журналы, утвердить приказы и провести обучение должностных лиц и работников по вопросам пожарной безопасности. Помочь в этом можем, в частности, мы. Если же интересует тема, какие инструкции должны быть на предприятии, какие журналы и т.д., пишите в комментариях, в случае актуальности подготовим соответствующий материал.

  1. На объекте отсутствует расчет времени эвакуации из помещений

Мы уже писали ранее, что расчет времени эвакуации является обязательным к проведению уже на этапе разработки проектной документации, если имеем дело с объектами классов последствий (ответственности) СС2 и СС3.

Но и Правилами пожарной безопасности Украины предусматривается необходимость его проведения на существующих объектах.

И это правильно. Ведь, возвращаясь к сущности расчета времени эвакуации (вместе со временем достижения предельных значений опасными факторами пожара, в том числе, но не исключительно, заполнение помещений дымом), в результате его проведения мы можем увидеть, как обеспечивается безопасная эвакуация людей из помещений объекта.

В общем, результатами и выводами этого документа можно руководствоваться при оценке факта, существуют ли на объекте реальные угрозы жизни и / или здоровью людей (но фактически этим же никто и не пользуется).

Так, например проводя расчет времени эвакуации из помещений при уменьшении ширины эвакуационных выходов или их высоты, можно убедиться или опровергнуть доводы инспектора, такое уменьшение влияет на безопасность людей. Однако, из практического опыта нашего сопровождения проверок, инспекторы в большинстве очень неохотно откажутся от таких доводов и снимают исключительно замечания, зафиксировано в акте, об отсутствии самого расчета. Но в то же время все больше судей, которые рассматривают споры по искам ГСЧС о применении меры реагирования, уделяют внимание выводам, которые содержатся в проводимых и приложенных к материалам дела расчетов времени евакуации.

Таким образом, что делать: проводить расчет времени эвакуации людей из помещений и достижения предельных значений опасными факторами пожара, сравнивать эти значения и делать на основе этого вывод по обеспечению (или необеспечение) безопасной эвакуации людей с помещений.

И не забываем, что проводим мы теперь расчет времени эвакуации по требованиям ДСТУ 8828: 2019, обращаем внимание, можем ли мы применить упрощенную модель или должны обращаться к моделированию (спойлер: моделирование гораздо лучше для заделки всех существующих параметров объекта включая другими нарушениями).

Более подробно про особенности проведения расчета времени эвакуации можно почитать у нас в публикациях.

  1. Еще одно из «любимых» трендовых замечаний: новое строительство, реконструкция, реставрация, техническое переоснащение и капитальный ремонт помещений, зданий и сооружений осуществляются (осуществлен) без проектной документации, утвержденной в установленном порядке (со ссылкой на п.21 раздела II ППБУ) .

Замечания имеет место, учитывая привычку сделать все быстро и без лишних разрешительных документов. При этом, как правило людей пугает даже не сама процедура получения разрешений, а время, затрачиваемое на это, с постоянной затяжкой процедур со стороны органов государственной власти.

Также очевидна и компетентность отдельных консультантов, вместо того, чтобы рассказать, к какому виду строительных работ относятся запланированные работы на объекте, нуждаются они разработке проектной документации, прохождение экспертизы, получение разрешений в органах архитектурно-строительного контроля, риски несоблюдения установленной процедуры и т.д., советуют делать все быстро и без согласований.

В результате имеем то, что имеем .

Другой вопрос, что вопрос по строительным работам и проверки наличия проектной документации и разрешительных документов не входит в компетенцию органов ГСЧС. Однако, опять же из практического опыта, инспектора этим не задумываются и пытаются написать как можно больше замечаний.

Что же делать, если проектной документации нет или она не соответствует фактическому состоянию, ее нужно разработать. В соответствии с действующими государственными строительными нормами, стандартами и правилами. Если требуется экспертиза проектной документации, то пройти ее. Если экспертиза не является обязательной, рекомендуем получить как минимум экспертную оценку в части пожарной безопасности: если вы можете подтвердить, что принятые проектные решения соответствуют требованиям строительных норм, если же строительные работы на объекте не проводились с момента последнего ремонта / реконструкции или с момента ввода в эксплуатацию объекта, то тогда нужно это показать и подтвердить.

  1. Также распространенным нарушением является замечание о том, что здания, помещения и сооружения не оборудованы системами противопожарной защиты в соответствии с ДБН В.2.5-56: 2014 «Системы противопожарной защиты» п.1.2 раздела V ППБУ или такие системы находятся в неработоспособном состоянии.

Данное нарушение, к сожалению, очень часто действительно имеет место. Ведь большинство владельцев стараются сэкономить на устройстве систем противопожарной защиты, а также на поддержке их в надлежащем состоянии. Поэтому, даже при наличии систем, надеяться на их срабатывания в случае пожара не стоит.

Что делать: понять и осознать, что экономить можно на многом, но точно не на безопасности людей. Для этого нужно при строительстве объекта не просто пытаться «втиснуть» подрядчиков по монтировке систем противопожарной защиты к минимуму по средствам, а наоборот осуществлять надлежащий контроль за выполнением ими своих работ, за качеством полученного продукта и за его работоспособностью. Что касается последнего, то целесообразно привлекать к принятию систем в эксплуатацию инспекционные органы, т.н. «Третьи стороны», которые содержат в своем составе специалистов, доказавших свою способность проверять путем прохождения аккредитации на соответствие международному стандарту ISO / IEC 17020.

Также важно постоянно обслуживать системе, не номинально на бумаге, а по-настоящему, чтобы отслеживать любые возможные поломки и принимать своевременные меры по их устранению.

  1. Ну и в ТОП 5 замечаний в акте проверки ГСЧС нельзя не включить следующее: Допускается использование помещений без зарегистрированной декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства в сфере пожарной безопасности; необходимость которой предусмотрена статьей 57 Кодекса Гражданской защиты Украины.

Долго описывать по декларации не будем, более подробно о ней мы уже писали и почитать можно в наших публикациях.

Сопровождение проверок органами Государственной Службы Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций

Что делать: стоит заметить одно: само по себе отсутствие декларации не свидетельствует об опасности для жизни и здоровья людей. Однако для ее получения необходимо провести экспертизу противопожарного состояния объекта и получить положительное экспертное заключение. А это в свою очередь должно означать, что на объекте отсутствуют нарушения.

Таким образом имеем «замкнутый круг»: пока существуют нарушения, положительное экспертное заключение заказчик не может получить, а значит и снять замечания по отсутствию декларации можно только в последнюю очередь.

Также нужно предостеречь от обещаний отдельных «сомнительных» субъектов, имеющих лицензию ДСНС на проведение экспертизы противопожарного состояния объекта, получить такой положительный вывод и зарегистрировать декларацию, поскольку в любом случае в органах ГСЧС, которые, собственно, и регистрируют декларации соответствия, есть информация из личного дела субъектов хозяйствования и о проведенных проверках и полученные по их результатам замечания, и о делах в судах.

Кроме этих 5 замечаний, конечно, в актах проверки может быть с десяток, а то и два других нарушений, которые характерны для многих объектов.

Пишите, о которых еще замечаниях вы хотели бы узнать больше и с которыми сталкивались в своей практике, мы попытаемся раскрыть и эти вопросы!

Добавить комментарий

Войдите или заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *