Пн - Пт 09:00 - 18:00
  • UA
  • RU

Отклонение от норм. Необходимость или прихоть застройщиков?

Державні будівельні норми

Проектирование любого объекта строительства не обходится без государственных строительных норм.

В соответствии с Законом Украины «О строительных нормах» строительные нормы — утвержденный субъектом нормирования подзаконный нормативный акт технического характера, содержащий обязательные требования в сфере строительства, градостроительства и архитектуры. При этом, согласно статье 11 этого закона применения строительных норм или их отдельных положений является обязательным для всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности, осуществляющих строительную, градостроительную, архитектурную деятельность и обеспечивают изготовление продукции строительного назначения.

Казалось, что есть строительные нормы, есть закон, который предусматривает обязательность их выполнения, а застройщикам и проектировщикам нужно только их тщательно выполнять и не допускать никаких отклонений. На самом деле невозможно написать никаких строительных норм, в которых охватывались бы все случаи и прописывались все нормативы, которые возникают в реальной жизни.

Например, есть историческая старая застройка города с устройством домов вдоль красных линий улиц без соблюдения противопожарных расстояний. Один из таких домов исчерпал свой ресурс эксплуатации и на его месте решено построить новый дом. Обычно, при проектировании возникнет проблема относительно невозможности соблюдения минимальных противопожарных расстояний между существующими зданиями и домом проектируемого.
Ведь, согласно ДБН 360-92 ** или новых ДБН Б.2.2-12: 2018, минимальная противопожарная расстояние зависит от степени огнестойкости зданий, между которыми она измеряется, и находится в диапазоне от 6 до 15 м. При этом, учитывая, что старые дома преимущественно будут относиться к III — V степени огнестойкости, это расстояние будет приближаться к последней цифры.

Расчет оценки класса огнестойкости строительных конструкций расчетным методом

Из приведенного примера (а их очень много в нашем настоящем) видно, что без отклонений от строительных норм современное градостроительство и проектирование невозможно, а значит, есть необходимость в механизме согласования таких отклонений.

И он существует.

Еще в 2008 году был подготовлен и утвержден приказ Минрегионстроя Украины от 04.07.2008 № 301 «Об утверждении Порядка согласования в Минрегионстрое обоснованных отклонений от действующих строительных норм в проектной документации при проектировании и внесении изменений в проектную документацию объектов промышленной застройки и инженерно-транспортной инфраструктуры ». В дальнейшем к этому приказу вносились изменения (приказ Минрегионстроя Украины от 22.07.2010 № 275 «О внесении изменений в приказ Минрегионстроя от 04.07.2008 № 301»).

В настоящее время действует приказ Минрегиона Украины от 19.04.2018 № 97 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 15 мая 2018 под № 593/32045) «Об утверждении Порядка согласования Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины обоснованных отклонений от строительных норм, обеспечивающие соблюдение установленных требований безопасности к зданиям и сооружениям способом, не предусмотренным строительными нормами ». Основными положениями этого приказа являются:

Организация предоставления обращений

для получения согласования обоснованных отклонений заявитель обращается в Минрегион письмом с указанием наименования объекта строительства, его местоположение, описание требований строительных норм, которые невозможно (значительно затруднено) выполнить, подробно излагаются причины и обстоятельства, из-за которых невозможно (значительно затруднено) выполнения конкретных требований строительных норм и предоставляются обоснованные предложения относительно возможных отклонений от них;
к обращению обязательно прилагаются: письменное обязательство о проведении компенсационных мер по отклонениям от требований соответствующих строительных норм; копии градостроительных условий и ограничений, технические условия относительно инженерного обеспечения объекта, документы, дающие право на строительство объекта (при наличии); письменные предостережения заказчика относительно сведений в материалах обращения, которые он считает информацией с ограниченным доступом (при наличии). К обращению по инициативе заявителя может добавляться другая обосновывающая документация.

Системы пожарной сигнализации и оповещения о пожаре

Организация рассмотрения обращений по отклонениям и принятие решений по их согласованию или отказу в их согласовании

соответствующее структурное подразделение Минрегиона в соответствии со своими полномочиями в срок до пяти рабочих дней со дня регистрации обращения в Минрегионе рассматривает обращение и приложенные к нему материалы, в том числе проверяет наличие всех необходимых документов;
обращения о согласовании отклонений рассматриваются в порядке очередности их поступления и рассмотрения базовыми организациями по научно-технической деятельности в строительстве, центральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
в случае если обращение не соответствует установленным требованиям Минрегион отказывает заявителю в согласовании отклонений и возвращает ему обращение вместе с приложениями к нему в срок до пяти рабочих дней со дня регистрации обращения в Минрегионе письмом за подписью руководителя ответственного структурного подразделения, в котором приводятся мотивированные причины такого отказа. При этом, скан-копия письма об отказе в согласовании отклонений публикуется на официальном сайте Минрегиона в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Важно !!! Заявитель может повторно обратиться в Минрегион по данному вопросу после устранения недостатков, послуживших причиной отказа в согласовании отклонений;
по результатам рассмотрения представленных заявителем документов и с учетом сложности данного вопроса обращения и приложенные к нему материалы Минрегион в случае необходимости направляет на рассмотрение центральным органам исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и / или базовым организациям для получения предложений (заключений) о возможности согласования отклонений или рекомендаций относительно компенсационных мероприятий;
базовая организация рассматривает представленные материалы и проводит исследования или испытания, расчеты, которые должны подтвердить (опровергнуть) возможность предложенных решений;
предложения (выводы) базовой организации по возможности согласования отклонений или рекомендаций по компенсационных мер направляются в Минрегион в течение пяти рабочих дней после получения письма от Минрегиона и должны содержать обоснованные предложения по возможности (невозможности) согласовании предложенных отклонений или необходимости проведения дополнительных исследований, испытаний и т.д. ;
Важно !!! Заявитель может самостоятельно обращаться в соответствующие центральные органы исполнительной власти или базовые организации по соответствующему направлению деятельности;

не позднее пяти рабочих дней после получения предложений от центральных органов исполнительной власти и базовых организаций ответственное структурное подразделение Минрегиона вносит вопрос о согласовании отклонений на заседание секции Научно-технического совета Минрегиона в соответствии с компетенцией;
по рекомендации секции Научно-технического совета вопрос может быть вынесен на рассмотрение Научно-технического совета Минрегиона в течение десяти рабочих дней после рассмотрения на секции НТС;
учитывая решение секции Научно-технического совета (или Научно-технического совета) по согласованию или отказа в согласовании отклонений, Минрегион согласовывает или отказывает в согласовании отклонений путем направления письма заявителю в течение трех рабочих дней после принятия такого решения за подписью заместителя Министра в соответствии с распределением обязанностей и полномочий по форме, приведенной в приложении к настоящему Порядку;
скан-копии протоколов (выписок из протоколов) заседаний секций НТС, НТР по вопросам, касающихся рассмотрения обращений о согласовании обоснованных отклонений, писем Минрегиона, предложений общественности (при наличии), подлежат обнародованию на официальном сайте Минрегиона в течение семи рабочих дней со дня принятия решения с учетом требований законов Украины «О защите персональных данных», «О доступе к публичной информации»;

Важно !!! Согласования отклонений обязательно учитываются заказчиками строительства в проектной документации объекта.
Учитывая приведенное, можно сделать выводы, что на сегодня Минрегионом Украины установлена четкая структура получения согласования обоснованных отклонений от обязательных требований строительных норм. Главное, чтобы эти отклонения действительно были обоснованными и необходимыми для объекта строительства, а не были прихотью застройщика, который намерен обогатиться.

Добавить комментарий

Войдите или заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *