Пн - Пт 09:00 - 18:00
  • UA
  • RU

Требования безопасности для объектов с маломобильных групп населения. Дискриминация или забота?

Вимоги безпеки для об’єктів із маломобільними групами населення

В апреле 2019 вступают в силу ДБН В.2.2-40: 2018 «Инклюзивность зданий и сооружений». Разработка ДБН была не простой и сопровождалась критикой и предложениями, как от представителей общественности так и проектных организаций. Как заявляют разработчики, целью ДБН является «Создание безбарьерного пространства для всех категорий людей с инвалидностью: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, умственной деятельности и других маломобильных групп: пожилых людей, беременных женщин, родителей с детьми и т.д.» .

Действительно, вопрос безбарьерной пространства для всех категорий людей является чрезвычайно актуальной для Украины, учитывая современный уровень и состояние инфраструктуры. Однако, возникает вопрос, можно ли рисковать отдельными группами людей, которые в силу природных обстоятельств или несчастного случая потеряли возможность физического доступа к отдельным помещениям различных инфраструктурных объектов? Конечно, речь не может идти о местах общего пользования, однако, возможно, стоит обратить внимание на некоторые группы учреждений для которых вопрос доступности является первоочередным.
Например, на сегодняшний день, согласно требованиям государственных строительных норм, вопрос доступности ребенка на инвалидной коляске до 4 этажного школы или больницы имеет полностью решаться на инженерном уровне. То есть, проектировщики должны обеспечить такому ребенку и всем другим категориям людей с инвалидностью возможность попасть в любое помещение на всех 4 этажах школы. Данное условие может обеспечить высокотехнологичными и дорогостоящее подъемниками, предусмотреть оборудование помещения специальными дверями со специальными ручками для открывания дверей, также следует учитывать, что ширина проходов и разворотов на лестницам и коридорам должна быть увеличена и тому подобное. Кроме свободного доступа, нужно не забывать о вопросах эвакуации людей в случае возможного пожара или другой чрезвычайной ситуации.

Но правильную стратегию мы выбрали? Существует утверждение, что умный в гору не пойдет, а обойдет гору. Возможно, целесообразно пересмотреть стратегию самого строительства общественных заведений такого типа?
Хотелось бы акцентировать внимание именно на вопросе не экономической составляющей, а самого доступа и безопасности для людей с инвалидностью. Во многих европейских странах и США заведения дошкольного, среднего образования, больницы, дома престарелых строят одноэтажными и таким образом обеспечивают свободный доступ для всех людей. Мы же стараемся компенсировать ограниченность территории в крупных городах, путем увеличения высоты зданий и количеством этажей, загоняя себя в дорогостоящее проекты по оборудованием, которое требует особого эксплуатации и повышенных требований к его надежности.

Также отдельным вопросом является восприятие понятия дискриминации. Почему мы предполагаем ясельные группы в детских садах и начальные классы в школах, только на первом этаже здания детского сада или школы, однако требование, по ограничению доступа к верхним этажам школ, для людей с инвалидностью часто воспринимается как дискриминирующая составляющая, а не меры безопасности? Не возникает возможность юридического прецедента, что, например, ограждающих территорию школы в рамках безопасности или предвидя для удобства отдельные входы в общественном транспорте для пожилых людей, женщин с детьми и людей с ограниченными возможностями, мы искусственно «ограничиваем» свободу отдельных групп населения?

Как видим, вопрос безбарьерного пространства является достаточно сложным, и требует тщательного анализа, изучения мирового опыта и прозрачного диалога с обществом, для улучшения нашего будущего и обеспечения безопасности всех граждан страны. Надеемся, что ДБН В.2.2-40: 2018 «Инклюзивность зданий и сооружений» решит некоторые из приведенных вопросов.

Добавить комментарий

Войдите или заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *