Пн - Пт 09:00 - 18:00
  • UA
  • RU

Как производится идентификация потенциально опасного объекта и объекта повышенной опасности

Як проводиться ідентифікація потенційно небезпечного об'єкта

Закон Украины «Об объектах повышенной опасности» возложил ряд обязательств на Кабинет Министров Украины, и на его выполнение сам Кабмин и подчиненные ему органы государственной исполнительной власти разработали документы, необходимые для реализации требований настоящего Закона. Первый из них, на который следует обратить внимание – это то, как проводится идентификация потенциально опасного объекта и объекта повышенной опасности, утвержденная приказом МЧС Украины от 23.02.2006 №98, зарегистрированным в Минюсте Украины 20 марта 2006 г. под №286 /12160.

Первая часть материала — Что такое потенциально опасный объект и объект повышенной опасности

Согласно положениям названного документа, идентификация предусматривает «анализ структуры объектов хозяйственной деятельности и характера их функционирования для установления факта наличия или отсутствия источников опасности, которые при определенных обстоятельствах могут инициировать возникновение ЧС [т.е. чрезвычайной ситуации], а также определение уровней возможных ЧС» . Рассмотрению и учету подлежат как внутренние (объектовые), так и внешние факторы (в частности, природные явления и аварии на близлежащих объектах).

Установление сроков проведения идентификации возлагается на уполномоченные органы власти, а саму ее – ответственных лиц объектов хозяйственной деятельности. Кроме того, эти лица согласовывают результаты идентификации с местными органами государственного надзора в сфере гражданской защиты. Сама процедура идентификации ПНО проводится по следующим этапам (упрощенно):

  • выбор кодов возможных ЧС;
  • анализирование выбранных показателей признаков ЧС и определение их пороговых значений;
  • определение источников опасности, которые могут вызвать ЧС;
  • определение видов опасности для каждого из выявленных источников;
  • определение видов, количества и классов имеющихся опасных веществ;
  • оценка зоны распространения ЧС для каждого из выявленных источников (кстати, в соответствии с рядом других нормативных документов);
  • оценка возможных последствий ЧС для каждого из источников опасности;
  • установление максимально возможных уровней ЧС для каждого из источников опасности;
  • определения государственных (отраслевых) реестров (кадастров), в которых зарегистрирован или необходимо зарегистрировать объект;
  • определение соответствия объекта действующим нормативно-правовым актам.

Процесс идентификации предполагает пользование как материалами, приведенными в цитируемой методике, так и другими нормативными документами, не говоря уже о специальных знаниях и навыках, которые мало кто имеет. Это означает, что попытка неопытного лица заняться этими вопросами может вылиться не только в теряние времени, но и привести к «неблагоприятным» выводам. Например, объект может быть ошибочно отнесен к ПНО, не являясь приведшим к необходимости его регистрации и последующих проверок. Если же упомянуть об этих же источниках опасности и как она бывает, то проще сказать, какое оборудование ими не является, чем принадлежащее к этим источникам. Тем, кто хочет ознакомиться с вопросом подробнее, советуем ознакомиться с приложениями 2, 3 к Методике.

Худший вариант

Как уже известно читателю, ПНО при определенных обстоятельствах может быть идентифицирован как ОПН. Для этого в свое время были разработаны Нормативы пороговых масс опасных веществ для идентификации объектов повышенной опасности и Порядок декларирования и учета объектов повышенной опасности. «Счастливцы», которым придется столкнуться с этим, должны реализовать также требования, изложенные в Порядке декларирования безопасности объектов повышенной опасности. Все эти документы утверждены постановлением КМУ от 11 июля 2002 г. №956.

Пороговые значения, в случае превышения которых ПНО «превращается» в ОПН, установлены для таких категорий веществ (о более подробной их классификации умалчиваем):

  • 1) горючие (воспламеняющиеся) газы;
  • 2) горючие жидкости;
  • 3) горючие жидкости, нагретые под давлением;
  • 4) взрывчатые вещества;
  • 5) вещества-окислители;
  • 6) высокотоксичные и токсичные вещества; (токсичны для водных организмов).

Согласно п. 3 Порядка, «Субъект хозяйствования, в собственности или пользовании которого есть хотя бы один потенциально опасный объект или намеревающийся начать строительство такого объекта, организует проведение его идентификации». Осуществляется это, исходя из пороговых значений количества имеющихся опасных веществ, а сам документ устанавливает также сложную классификацию ОПН в зависимости от ряда параметров.

По результатам идентификации ОПН предприятие должно составить соответствующее уведомление и представить его в двухнедельный срок «соответствующим территориальным органам Гоструда, ГСЧС, Госэкоинспекции, государственной санитарно-эпидемиологической службы, Госархстройинспекции, а также соответствующей местной госадминистрации или исполнительному органу. И если исполнитель этой работы не высококвалифицированный специалист, избежать волокиты с решением остальных организационных вопросов крайне сложно…

Когда же владельцу/руководителю ОПН кажется, что огонь, вода и медные трубы пройдены, возникает новая проблема – составление декларации безопасности объекта. Она должна содержать:

  • результаты всестороннего исследования степени опасности и оценки уровня риска;
  • оценку готовности к эксплуатации ОПН в соответствии с требованиями безопасности промышленных объектов;
  • перечень принятых с целью снижения уровня риска решений и осуществленных с целью предотвращения аварий мер;
  • ликвидации возможных последствий аварий

Сама декларация подлежит экспертизе специализированными учреждениями, которая также может стать камнем преткновения.

Напоследок следует отметить, что все вышеупомянутые документы подлежат периодическому «обновлению» даже при стабильном режиме функционирования объекта. Если же имеют место определенные изменения, может произойти так, что ответственное должностное лицо не будет заниматься почти ничем, кроме реализации требований вышеупомянутых нормативных актов. Осознавая, что заниматься этим мало кому интересно, наша компания хотела бы предложить руководителям объектов, на которые распространяться эти документы, соответствующие услуги. Мы можем выполнить надлежащие работы быстро и качественно, с тем чтобы у вас не было проблем с ними, и осуществлять сопровождение вашего объекта в будущем.

Следить за обновлениями можно подписавшись на нашу фейсбук страницу: https://www.facebook.com/shieldfire.com.ua

Добавить комментарий

Войдите или заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *